Как организовать группу продленного дня в школе

Минпросвещения разработало методические рекомендации по группам продленного дня (ГПД). Эксперты МетодШколы подробно пояснили, как открыть продленку и регулировать ее деятельность и подготовили полный набор документов по ГПД

Что нового в методических рекомендациях Минпросвещения

Методические рекомендации по продленке направлены письмом Минпросвещения от 10.04.2023 № 03-652. Вместе с методичкой от 08.08.2022 они заменили предыдущие – направленные письмом Минобрнауки от 24.09.2014 № 08-1346. Старые рекомендации не отменили, но лучше их не использовать, так как они не полностью соответствуют действующему законодательству.

Новую методичку составили на основе обобщения опыта работы школ, родительского мнения и сделали ее более наполненной. В документе изложили основные задачи продленки, возможные источники финансирования – в зависимости от мероприятий, которые входят в ГПД. Привели разные модели продленки и примерные режимы пребывания детей.

Покажите коллегам презентацию. В ней тезисно указаны основные моменты новых рекомендаций.

Министерство также подготовило Рекомендации по присмотру и уходу за детьми с ОВЗ, детьми инвалидами в ГПД (письмо Минпросвещения от 31.05.2023 № 07-3004). Они дополняют основные методички от 10.04.2023 № 03-652 и 08.08.2022 № 03-1142.

Рекомендации разработали, чтобы сформировать единый подход к присмотру и уходу за детьми с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития и обучающихся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Подробнее об особенностях продленки для таких детей – в отдельном разделе.

Как анализировать запрос на продленку?

Минпросвещения рекомендует открывать ГПД после того, как проанализируете запрос родителей (п. 1 Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 10.04.2023 № 03-652, ч. 7.1 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако не приводит конкретный механизм, как получать сведения от родителей и анализировать их. Считаем, что можно учитывать устные пожелания, сообщения с просьбой организовать ГПД в родительских чатах и другие формы запросов.

Если необходимо собрать более официальные статистические данные, проведите опрос. Например, в начале учебного года раздайте родителям опросные листы. Воспользуйтесь готовым образцом из папки

На основе большинства пожеланий сформируйте модель ГПД. Результаты анализа рекомендуем оформить в виде краткой аналитической справки – она поможет отчитаться перед учредителем. Отчетность потребуется, так как Минпросвещения поручило организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворенности родителей качеством услуг. Это должно помочь избежать незаконных сборов денег на работу ГПД (письмо Минпросвещения от 08.08.2022 № 03-1142).

СИТУАЦИЯ

Обязательно ли открывать группу продленного дня

Нет, не обязательно

Школа самостоятельно решает – открывать продленку или нет. При этом нужно учесть мнение родителей на этот счет. Порядок учета мнения определите в уставе (ч. 7.1 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012).

Ни учредитель, ни вышестоящие органы управления образованием не вправе требовать создать группы продленного дня. ГПД создают только в том случае, если у школы есть для этого кадровые и материальные ресурсы (ч. 7 ст. 66 Федерального закона от

29.12.2012 № 273-ФЗ).

Как финансировать продленку

Минпросвещения указывает, что система финансирования ГПД зависит от того, какие мероприятия реализуются на продленке (п. 2 Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 10.04.2023 № 03-652). Основное условие – ведете вы образовательную деятельность или нет. Также важно определить, входят ли услуги по присмотру и уходу в государственное или муниципальное задание (бюджетную смету) школы. С учетом этих факторов источники финансирования можно определить по схеме.

Схема источников финансирования ГПД

Обычно за продленку платят родители. Плату за присмотр и уход в ГПД устанавливает учредитель (ч. 8 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Он же вправе снижать размер платы или не взимать ее с некоторых категорий детей. Тогда финансирование этих расходов войдет в государственное или муниципальное задание (бюджетную смету) школы или отдельную целевую субсидию. Например, Минпросвещения рекомендовало не взимать или снизить плату для детей, прибывших с территорий ДНР, ЛНР, Украины (письмо Минпросвещения от 08.08.2022 № 03-1142).

В родительскую плату за присмотр и уход не включают расходы на содержание недвижимого имущества (ч. 9 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

ПРИМЕР

Учредитель определил набор услуг по присмотру и уходу и размер платы

Государственные школы Смоленской области за родительскую плату должны обеспечить детей мягким инвентарем, предметами личной гигиены, хозяйственным инвентарем, организовать питание и хозяйственно-бытовое обслуживание (п. 2 Положения, утв. постановлением администрации Смоленской области от 29.06.2017 № 423).

Размер родительской платы в школах Смоленской области составляет 52,03 руб. в день за одного обучающегося от 6,5 до 10 лет включительно (приложение № 3 к постановлению администрации Смоленской области от 29.06.2017 № 423).

Образовательная деятельность на продленке, например внеурочка или другая часть ООП, не покрывается родительской платой (ч. 9 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Объясняется это тем, что финансирование ООП происходит полностью за счет бюджета и учитывается при формировании государственного или муниципального задания (бюджетной сметы) школы. Такой же принцип действует для программ дополнительного образования. Если их финансирует регион, то брать за них плату нельзя. В остальных случаях вы вправе оказывать платные образовательные услуги и устанавливать их стоимость самостоятельно или по правилам учредителя. Подробнее – в рекомендации «Как организовать предоставление платных образовательных услуг».

Разместите на сайте школы документы учредителя с размером платы за присмотр и уход, порядком ее снижения, льготами по оплате. Поручите ответственному опубликовать их в электронном виде в подразделе «Платные образовательные услуги» раздела «Сведения об образовательной организации» (п. 3.9 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).

СИТУАЦИЯ

Может ли школа сама установить льготы по родительской плате

Нет, не может.

Случаи и порядок предоставления льгот по родительской плате – исключительная компетенция учредителя (ч. 8 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Родительская плата в ГПД компенсирует расходы школы на присмотр и уход за детьми. Если учредитель освободил родителей от платы или снизил ее размер, он возмещает эти затраты из средств бюджета.

Установление родительской платы – право, а не обязанность учредителя, поэтому он может вообще ее не устанавливать. В этом случае учредитель должен включить услуги по присмотру и уходу в ГПД в государственное или муниципальное задание и выделить на него финансовое обеспечение (ч. 2 ст. 69.2 Бюджетного кодекса).

Какие документы подготовить для продленки

Поручите ответственному разработать положение о ГПД, форму договора с родителями и образцы заявлений. Издайте приказы об ответственных за продленку и формировании групп. Специалист по кадрам пусть подготовит должностные инструкции воспитателя, тьютора, ассистента.

Положение о ГПД

Урегулируйте особенности организации и порядок работы ГПД в локальном акте – например, положении о группах продленного дня. Минпросвещения предлагает включить в него:

— перечень мероприятий по присмотру и уходу за детьми в ГПД;

— перечень образовательной, просветительской и иной развивающей деятельности – например, индивидуальную работу с учащимися по ООП, подготовку к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные, воспитательные, культурные мероприятия и др.;

— финансово-экономические условия предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми в

ГПД, в том числе методику расчета стоимости услуг, если они не бесплатны;

— права и обязанности участников образовательного процесса;

— перечень льготных категорий родителей;

— порядок снижения размера родительской платы для отдельных категорий родителей; — модель договора между школой и родителями о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

Можно включить в положение все эти сведения и добавить свои. Либо сформировать положение по-своему и добавить только некоторые вопросы из предложенных

Минпросвещения. Проверяющие не вправе выносить предписание, если ваш локальный акт включает не все моменты, которые Минпросвещения изложило в письме от 10.04.2023 № 03652.

К рекомендациям по вопросам ГПД для детей с ОВЗ приложили примерное положение о группах продленного дня для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Используйте его полностью или частично. Можно интегрировать примерное положение в общее и утвердить единый документ для всех ГПД.

Заявления родителей

Подготовьте формы заявлений, которые будут заполнять родители учеников. Потребуются две основные формы – на зачисление в ГПД и отчисление. Составьте их самостоятельно, так как утвержденных шаблонов и требований к заявлениям нет.

Главное – указать данные, по которым можно идентифицировать родителя и зачисляемого ребенка. Также предусмотрите информацию об уполномоченных забирать ребенка из группы – ими могут быть родственники или другие совершеннолетние.

Одновременно с заявлением придется взять согласия на обработку персональных данных ребенка и родителя, даже если их перечень не отличается от обычного, который указан в заявлении на зачисление в школу. Это объясняется требованием Роскомнадзора брать согласие отдельно на каждую цель обработки. Поскольку ГПД – не часть реализации образовательной программы и не госуслуга, то надо оформить согласие.

Договор на присмотр и уход в ГПД

Заключите с каждым родителем договор об оказании услуг по присмотру и уходу в ГПД, если они не финансируются из бюджета. Если продленка входит в состав государственного или муниципального задания (бюджетной сметы), договор заключать не надо. В этом случае ГПД становится госуслугой, и порядок ее оказания должны установить органы власти.

Укажите в договоре стоимость услуг, периодичность платежей, сроки и порядок оплаты, обязанности работников школы и родителей.

Форму договора может утвердить учредитель. В таком случае надо использовать ее.

        ПРИМЕР                                                                                                                                                                                   

Учредитель утвердил примерную форму договора о присмотре и уходе в ГПД

Администрация Надеждинского муниципального района Приморского края утвердила примерную форму договора между школой и родителями о предоставлении услуг по присмотру и уходу в ГПД – приложение к Порядку, утвержденному постановлением администрации Надеждинского муниципального района от 25.05.2015 № 88.

В договоре перечислили, что входит в услуги продленки, какие права и обязанности есть у сторон, когда вносить плату – не позднее 10-го числа расчетного месяца в безналичном порядке на счет школы. Также добавили условия об изменении и расторжении договора, ответственности сторон.

Если утвержденной формы нет, составьте договор самостоятельно.

Предусмотрите условие о том, что начисляете родительскую плату за дни, когда ребенок посещал ГПД. Родители обязаны оплачивать фактически оказанные услуги по присмотру и уходу (ст. 309 ГК). Если они не вносят плату, школа вправе взыскать сумму задолженности в судебном порядке и отказать ребенку в приеме в ГПД до погашения долга. Если же ребенок не посещал продленку по болезни или иным причинам, то вы не вправе брать плату за эти дни.

Для учета посещаемости можно использовать табель по форме ОКУД 0504608. Ведите его на каждую группу отдельно. Если ребенок отсутствовал, ставьте букву «Н», выходные дни отмечайте буквой «В». Общее количество дней присутствия вносите в графу 37.

Размер родительской платы рассчитывают по формуле:

Размер родительской платы

=

Утвержденный месячный размер родительской платы

:

Количество дней посещения за месяц по календарному графику работы школы (по плану)

×

Количество дней посещения за месяц, подлежащих оплате (гр. 37 табеля ф. 0504608)

Приказ о ГПД и ответственных

Издайте приказ с общими организационными вопросами. Например, назначьте ответственного за работу ГПД в школе. Поручите ему проанализировать запрос родителей, в том числе по содержательному наполнению продленки. Пусть также определит подходящие кандидатуры на должности воспитателей, составит примерный режим работы ГПД.

Если продленку посещают дети с ОВЗ, то ответственный должен запланировать дополнительных специалистов – тьюторов, ассистентов. Возможно для таких детей понадобится отдельный режим работы продленки.

Должностные инструкции

Чтобы урегулировать работу специалистов в ГПД, понадобятся должностные инструкции. Основной работник – воспитатель. Он обеспечивает присмотр и уход, сопровождает детей на занятия, во время прогулок, проводит физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.

Профстандарт устанавливает требования к квалификации, набору трудовых функций и действий воспитателя (приказ Минтруда от 30.01.2023 № 53н). Должностная инструкция должна соответствовать профстандарту в части квалификации работника. Остальное можете скорректировать по собственному усмотрению.

                   Должностная инструкция воспитателя

Если в ГПД есть дети с ОВЗ или инвалидностью и им требуются дополнительные специалисты, например тьютор или ассистент, наймите их. Подробнее – в рекомендации «Как принять на работу в образовательную организацию».

Для этих специалистов также разработайте должностные инструкции. 

Приказ о формировании групп

После того, как соберете заявления от родителей, желающих, чтобы их дети посещали ГПД, издайте приказ о формировании групп.

Минпросвещения рекомендует предусмотреть три типа групп для обычных учеников – в первой половине дня, во второй половине дня и отдельно для первоклассников, также во второй половине дня (п. 3.1 Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 10.04.2023 № 03-652). Первые два типа могут быть неоднородными по возрастному составу и включать учеников из разных классов. Сколько детей должно быть в группе, определите самостоятельно с учетом пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 и требований учредителя.

Для детей с ОВЗ предусмотрели иной подход. Комплектуйте ГПД из учеников одного класса, если они обучаются по АООП для одной нозологии. В таком случае проверьте, чтобы их наполняемость соответствовала нормам из пункта 29 Порядка обучения в школе. Например, количество глухих обучающихся не должно превышать шести человек, слепых – восьми, слабовидящих – 12 и т. д. Подробнее – в рекомендации «Как комплектовать классы с детьми с ОВЗ в школе».

Если дети с ОВЗ обучаются инклюзивно с нормативно развивающимися школьниками, формируйте смешанный состав групп (п. 3.2 Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 31.05.2023 № 07-3004). Тогда в группе не должно быть больше трех детей с ОВЗ (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20).

Закрепите за каждой группой ответственных – воспитателей, тьюторов. Определите режим дня группы. 

Какую модель продленки выбрать

Минпросвещения рекомендует организовывать ГПД в первой и второй половине дня – в зависимости от смены, и отдельно для первоклассников. Основные мероприятия продленки – присмотр и уход за детьми, их воспитание, подготовка к учебным занятиям, физкультурнооздоровительные и культурные мероприятия. Также можно проводить внеурочную и просветительскую деятельность (п. 1, 3 Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 10.04.2023 № 03-652). Формируйте модель ГПД, сочетая эти мероприятия по запросу детей, родителей и с учетом возможностей школы.

Ориентируйтесь на примеры от Минпросвещения. Так, общая продолжительность работы групп продленного дня может варьироваться от 5,5 до 8 часов. Подробнее – в таблице.

Продолжительность работы ГПД

Тип ГПД Начало работы ГПД Окончание работы ГПД Общая продолжительность
В первой половине дня 8:00 13:30 5 часов 30 минут
Во второй половине дня 13:00 20:00 7 часов
Для 1-х классов (во второй половине дня) 12:00 20:00 8 часов

Министерство предлагает примерное распределение общего времени продленки. Подробнее – в таблице.

Распределение времени на мероприятия в ГПД

Тип ГПД

Присмотр и уход

Воспитание

Подготовка к учебным занятиям

Физкультурнооздоровительные и культурные мероприятия

В первой половине дня 2 ч. – 3 ч. 45 мин. 45 мин. – 1 ч. 45 мин. 1 ч. 30 мин. – 2 ч. 45 мин. – 2 ч. 45 мин.
Во второй половине дня 3 ч. 15 мин. – 5 ч. 15 мин. 45 мин. – 1 ч. 45 мин. 1 ч. 30 мин. – 2 ч. 45 мин. – 2 ч. 45 мин.
Для 1-х классов 3 ч. 15 мин. – 6 ч. 20 мин. 40 мин. – 1 ч. 40 мин. 1 ч. 40 мин. – 2 ч. 40 мин.

В рамках присмотра и ухода можно запланировать:

— встречу детей;

— обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня;

— сопровождение воспитанников для приема пищи и на прогулке;

— организацию досуговой деятельности и самоподготовки;

— дневной сон детей;

— контроль за посещением детьми кружков, секций в рамках занятий по дополнительным образовательным программам или внеурочной деятельности.

В воспитание Минпросвещения включило внеклассную деятельность, занятия воспитательной направленности и участие детей в мероприятиях, предусмотренных планом воспитательной работы школы (п. 3.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от

10.04.2023 № 03-652).

Есть два вида оформления этих мероприятий. Первый – реализовать воспитательное направление ГПД полностью на основе рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. На продленке можно провести мероприятие из любого модуля рабочей программы воспитания. Однако в таком случае ученики, которые не посещают ГПД, получат другой объем ООП. А это нарушает законодательство (п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от

29.12.2012 № 273-ФЗ).

Второй вариант – составить отдельный план занятий для ГПД и предусмотреть в нем воспитательные мероприятия. Тогда вы не будете привязаны к ООП. При этом занятия ГПД могут дополнять и углублять мероприятия, запланированные ООП – по аналогии с занятиями дополнительного образования.

Планы занятий ГПД можно утвердить отдельно или в составе приказа о формировании групп вместе с режимом дня.

При планировании подготовки к учебным занятиям проверьте, чтобы школьникам отвели время, соответствующее санитарным правилам. Для 1-х классов – до одного часа, для 2–3-х – до полутора часов, для 4–5-х – до двух часов, для 6–8-х – до 2,5 часов (таблица 6.6 СанПиН

1.2.3685-21).

В подготовку входит:

— выполнение домашних заданий;

— самостоятельная работа по ООП;

— консультации по учебным предметам для учеников с низкой учебной мотивацией; — консультации с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиадам, конкурсам, фестивалям.

В качестве физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий можете запланировать подвижные и спортивные игры, организованные на открытом воздухе, посещение культурных мероприятий и занятий дополнительного образования, в том числе кружков и секций по интересам.

ВНИМАНИЕ

В расписание ГПД обязательно включить прием пищи, прогулки и час дневного сна для первоклассников

Такие требования закрепили в пункте 3.4.16 СП 2.4.3648-20. Подробнее о питании – в рекомендации «Как организовать питание детей в школе».

Прогулки желательно сопровождать подвижными играми и физическими упражнениями. Зимой организуйте занятия конькобежным спортом, лыжами. В теплое время года – легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на улице. Используйте для этого пришкольную территорию, ближайшие скверы, парки, лес, стадионы.

Закрепите модель ГПД в режиме дня. Ориентируйтесь на примерные режимы, которые Минпросвещения направило письмом от 10.04.2023 № 03-652. В них нет расчасовки, однако время продленки распределено по разным видам деятельности с указанием продолжительности. Там же указали, какую инфраструктуру школы можно задействовать, кому это поручить, из каких источников финансировать.

ПРИМЕР

Фрагмент режима дня в ГПД для первоклассников от Минпросвещения

Вид деятельности

Продолжительность

Инфраструктура

Кадровое обеспечение

Источник финансирования

Внеурочная деятельность

40 мин

Учебный класс

Учитель

В рамках финансирования ООП

Занятия воспитательной направленности

Учебный класс, актовый зал

Учитель, классный руководитель, советник по воспитанию, социальный педагог, иные

В рамках финансирования ООП

Общешкольные мероприятия

Актовый зал, спортивный зал, библиотека, школьный музей, рекреационные зоны и иные, пришкольная территория

Педагогические и иные сотрудники

В рамках финансирования ООП

Встреча детей, организационные моменты

20 мин

Кабинет ГПД

Воспитатель ГПД

ГПД (присмотр, уход)

Прогулка

1 час

Зона отдыха (пришкольная территория)

Воспитатель ГПД

ГПД (присмотр, уход)

Подвижные игры на открытом воздухе

Зона отдыха, школьный стадион

Воспитатель ГПД, учитель физкультуры, тренер

ГПД (присмотр, уход), в рамках финансирования ООП

Спортивные игры на открытом воздухе

Школьный стадион

Учитель физкультуры, тренер

В рамках финансирования ООП

Общешкольные спортивные, воспитательные, культурные или иные мероприятия, проводимые на открытом воздухе

Зона отдыха, школьный стадион

Воспитатель ГПД, учитель физкультуры, иные

ГПД (присмотр, уход), в рамках финансирования ООП

Обед

30 мин

Школьная столовая или иное помещение для приема пищи

Воспитатель ГПД

ГПД (присмотр, уход)

Дневной сон

1 час

Комната отдыха

Воспитатель ГПД

ГПД (присмотр, уход)

Самоподготовка (выполнение домашних заданий)

1 час

Кабинет ГПД

Воспитатель ГПД

ГПД (присмотр, уход)

Режимы дня утвердите отдельно или в виде приложений к приказу о формировании групп.

СИТУАЦИЯ

Можно ли вести образовательную деятельность во время работы ГПД

Да, можно.

Законодатель не запрещает реализовывать некоторые части ООП во время работы ГПД. Однако учтите, что если не все дети класса посещают ГПД, то вы предоставляете им разный объем ООП. А это нарушает законодательство (п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Минпросвещения разрешает реализовывать на продленке внеурочную и воспитательную деятельность (письмо Минпросвещения от 10.04.2023 № 03-652).

Дополнительно можно проводить просветительскую деятельность.

Если решили реализовать внеурочную деятельность и мероприятия из рабочей программы воспитания, проверьте, чтобы все дети класса имели возможность их посетить. Например, заранее предупредите об этом учеников и родителей – повесьте расписание на стенд, напишите в родительском чате и т.д. Отведите под занятия из ООП отдельное помещение, то есть физически разделите мероприятия ГПД и ООП. Может получиться, что дети из продленки, которые зачислены в другие классы, останутся в ГПД. Тогда запланируйте для них другую деятельность на то время, пока будете реализовывать занятия в рамках ООП.

Еще один вид образовательной деятельности – дополнительное образование. Школа вправе проводить занятия по образовательным программам допобразования в рамках ГПД. В таком случае воспитатели провожают детей на занятия по допобразованию и после их окончания продолжают мероприятия в ГПД.

Какие особенности продленки предусмотреть для детей с ОВЗ

Минпросвещения рекомендует отдельно планировать мероприятия ГПД для детей с ОВЗ и инвалидностью (письмо Минпросвещения от 31.05.2023 № 07-3004). Учтите особенности в режиме дня, развивающем пространстве и кадровом составе.

Режим дня

Присмотр и уход за детьми с ОВЗ и инвалидностью предусматривает организацию питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Под обеспечением соблюдения личной гигиены и режима дня можно подразумевать:

— прогулки, спортивный час или подвижные игры, отдых детей;

— дневной сон для первоклассников и ослабленных детей – не менее часа; — самоподготовку и приготовление домашних заданий; — занятия по интересам в игровой, библиотеке и т. д.

— тьюторское сопровождение – при необходимости;

— обучение навыкам личной гигиены – уходу за кожей, волосами, одеждой, обувью.

Можно установить разные режимы дня с учетом возможностей и потребностей детей. Общая продолжительность пребывания варьируется от трех до пяти часов. Минпросвещения рекомендует организовать отдых длительностью не менее двух часов после окончания уроков и перед выполнением домашних заданий, чтобы восстановить работоспособность школьников (п.

2.7 Рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 31.05.2023 № 07-3004).

Спланируйте рациональный режим дня, который будет включать:

— двигательную активность на воздухе;

— индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

— информационно-просветительскую деятельность;

— адаптационный компонент – профилактику школьной дезадаптации, компенсацию и коррекцию индивидуальных трудностей включения в организованный учебно-воспитательный процесс;

— занятия в кружках, игры, подготовку и проведение концертов, викторин и других мероприятий.

Регулярно проводите с детьми физкультурные минутки, дыхательную и пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, используйте другие здоровьесберегающие технологии.

Развивающее пространство

По возможности организуйте в школе «сенсорную» или «тихую», комнату. Иногда ее еще называют комнатой для релаксации. Это специальная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия человека: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной, вестибулярной.

Сенсорную комнату можно использовать в коррекционно-педагогических целях или как место для разгрузки и успокоения в результате стрессового влияния каких-либо факторов или усталости ребенка.

Если нет возможности оборудовать отдельное помещение, организуйте сенсорное пространство в мобильном варианте. Например, поставьте сухой бассейн с шариками, креслами-грушами, мягкими блоками, одеялами, разнообразными игрушками и сенсорно притягательными предметами.

ПРИМЕР

Наполнение сенсорной комнаты

Мягкие модули. Мягкие игровые элементы с веселым дизайном для безопасной игры, лазания и отдыха.

Сухие бассейны. Конструкция с пластиковыми шариками для детских игр, развития моторики и интеллекта.

Настенные панели. Картины со световыми эффектами для создания успокаивающей атмосферы.

Тактильные панно. Небольшие модули с различным тактильным наполнением для развития восприятия.

Развивающие модули. Деревянные доски с различными элементами для развития мелкой моторики и мышления.

Фибероптическое оборудование. Безопасное оптоволокно с боковым свечением для расслабления и снятия напряжения.

Интерактивные песочницы. Комплекс с технологией дополненной реальности для развития памяти, внимания и логики.

Свето-звуковое оборудование. Предназначено для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения и фантазии.

Кадры

Для работы ГПД могут потребоваться дополнительные специалисты – учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, ассистенты и др. Необходимость и количество таких работников зависит от состояния детей, рекомендаций ПМПК и ИПРА.

Тьютор сопровождает весь образовательный процесс ученика, в том числе во время ГПД, опираясь на индивидуальный образовательный маршрут. Главные задачи – помочь ребенку развить навык самостоятельности в учебной деятельности; создать условия, в которых он сможет получить навыки самообслуживания и организации собственной деятельности в соответствии с режимом ГПД.

Поручите тьютору:

— помогать ребенку реализовывать интересы в досуговой деятельности – например, совместно изготавливать карточки по тематике интересов, выполнять проекты, посещать кружки; — сопровождать ученика в приготовлении домашних заданий – выявлять учебные трудности и помогать их преодолевать, составлять план подготовки заданий, давать вербальные и визуальные подсказки, использовать песочные часы и т.д.;

— организовывать образовательную среду во время выполнения учебных заданий, прогулок; — развивать навык коммуникации в ситуациях самообслуживания, питания – научить просить о помощи в определенных ситуациях или подсказать, как можно решить ту или иную задачу самообслуживания максимально самостоятельно;

— консультировать всех участников образовательного процесса по вопросам эффективной коммуникации с учащимся с ОВЗ, обучать умению понимать его речь либо жестовую коммуникацию, которая естественна для ученика;

— инициировать самостоятельную активность ребенка с помощью вопросов «Что тебе хочется делать? Как ты думаешь, как это можно сделать? Как ты считаешь, что тебе понадобится для решения задачи? Вот несколько вариантов – какой ты выберешь?»; — взаимодействовать с педагогами дополнительного образования.

Закрепите обязанности тьютора в должностной инструкции.

ПМПК часто рекомендует детям с ТМНР ассистента в качестве специальных образовательных условий при реализации АООП, в том числе специальных индивидуальных программ развития (СИПР). Такой работник может понадобится и в ГПД.

Ассистент решает задачи не только физического ухода и присмотра за ребенком, но и устанавливает с ним эмоциональные отношения, развивает способности и возможности. Помогает развивать собственную активность ребенка, преодолевать сенсорную, двигательную, социальную и другие формы депривации. Также ассистент может развивать коммуникативные способности ученика, формировать навыки самообслуживания и участия в повседневных бытовых процедурах.

Закрепите обязанности ассистента в должностной инструкции.

Функционал тьютора и ассистента может пересекаться. Какой специалист будет максимально эффективен в сопровождении учащегося с ОВЗ, определяет ПМПК либо ППк школы. Тьютор чаще всего требуется в тех случаях, когда ребенок и его семья настроены на активное обучение и развитие социальных навыков. Специалиста задействуют в сопровождении детей с нарушениями развития ментальной сферы.

Если у ребенка сохранный интеллект и достаточно развиты коммуникативные навыки, но есть трудности в самообслуживании, перемещении в пространстве школы и на пришкольной территории, больше подойдет ассистент. Однако это не лишает ученика права на тьюторское сопровождение. Если семья заинтересована в наличии тьютора, то функционал ассистента и тьютора можно распределить с учетом мнения этих специалистов (п. 5 Рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 31.05.2023 № 07-3004).

Предложите воспитателям ГПД и остальным специалистам использовать в работе

Рекомендации Минпросвещения из письма от 31.05.2023 № 07-3004. В них указали особенности сопровождения детей в ГПД в зависимости от нозологии

Loading