Минпросвещения выпустило новые рекомендации для образовательных организаций – как разработать, согласовать и утвердить программу развития. При подготовке следует придерживаться строгого алгоритма и ежегодно корректировать программу, чтобы она соответствовала обновленному законодательству.
В июне 2024 года Минпросвещения направило письмо с методическими рекомендациями по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций. В документе отразили опыт регионов по итогам участия в проекте «Школа Минпросвещения России».
Ведомство пояснило:
- как разработать программу развития;
- что включить в структуру программы;
- на что опираться при разработке — например, на результаты самодиагностики в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России»;
- чем могут помочь учредители;
- какие действия региональных властей будут полезны.
Предлагаем готовые образцы программы развития, инструкции, приказы и справки.
По какому алгоритму разрабатывать программу развития
Новые методрекомендации содержат алгоритм работы над программой развития школы (разд. III Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Рекомендуемый алгоритм включает шесть этапов. Сначала образовательная организация должна сформировать команду, которая будет составлять программу развития и мониторить ее реализацию. Эта команда проводит самодиагностику, обобщает и анализирует результаты. Затем готовит проект программы развития.
Предварительный документ лучше направить на общественно-профессиональное обсуждение. Например, это может быть заседание управляющего совета или отдельно – совета родителей, обучающихся. Доработанную программу надо согласовать с учредителем и утвердить, опубликовать на сайте школы, при необходимости в иных информационных ресурсах. В рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» утвержденную программу размещают в цифровом конструкторе программ развития общеобразовательных организаций.
Как сформировать команду по подготовке программы развития
Минпросвещения рекомендовало привлекать к разработке программы развития широкую общественность. В методрекомендациях упоминается «актив школьной команды» (п. 14 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877). Для удобства назовем его рабочей группой – это универсальный термин для школы.
Состав рабочей группы формируйте исходя из квалификации и компетенций работников. Отбирайте тех, кто готов осваивать новые навыки, в том числе в процессе работы. Важно привлечь к участию в подготовке программы развития представителей всех структурных подразделений, а также видов и уровней реализуемых образовательных программ.
Как провести самодиагностику для программы развития
Самодиагностика нужна, чтобы обеспечить актуальность программы развития – ее нацеленность на решение ключевых задач, стоящих перед школой(п. 9 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Определите самостоятельно, как удобнее провести самодиагностику. Например, школы могут использовать сервис на платформе проекта «Школа Минпросвещения России». Там доступна диагностика по магистральным направлениям «Знание», «Здоровье», «Творчество», «Воспитание», «Профориентация» и ключевым условиям «Учитель. Школьная команда», «Образовательная среда», «Школьный климат». Министерство подчеркивает, что не стоит ограничиваться ресурсами проекта, поскольку в нем невозможно заложить исчерпывающий перечень целевых индикаторов. У каждой организации есть своя специфика, которая определяется в том числе региональными и муниципальными особенностями. Ее также надо отразить в программе развития (п. 22 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Другой вариант диагностики – SWOT-анализ. Он позволит определить сильные и слабые стороны организации, перспективы ее развития. Удобно представить результаты анализа в виде таблицы.
Как подготовить проект программы развития
Поручите рабочей группе подготовить проект программы. Пример есть в приложении к методрекомендациям, направленным письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877. Он содержит структуру программы и шаблоны оформления таблиц.
Если учредитель установил требования к оформлению программы, учитывайте их. Также вы вправе корректировать примерную структуру в зависимости от специфики и задач своей образовательной организации (п. 2 письма Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Министерство рекомендует включить в программу десять элементов: титульный лист, паспорт программы, информационную справку, проблемно-ориентированный анализ текущего состояния, основные направления развития организации, ожидаемые результаты и механизмы реализации, критерии и показатели оценки реализации программы, дорожную карту и механизмы контроля.
Какие новые мероприятия включить в программу развития на 2025 год
Внесите в программу на 2025 год мероприятия, которые обеспечат развитие школы с учетом тенденций в сфере образования. Например, создать условия для детей с ОВЗ, подготовить базу для электронного и дистанционного обучения по новым правилам, скорректировать работу с детьми-мигрантами. У школ есть дополнительные задачи – внедрить изменения ФОП и использовать показатели Индекса качества образования.
Общие мероприятия для школы
Создайте условия для детей с ОВЗ
С марта 2025 года Закон об образовании устанавливает обязанность школ создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с рекомендациями ПМПК, а для инвалидов также с ИПРА (п. 4 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). По сути такая обязанность существовала и раньше, но следовала из других норм Закона. Теперь конкретная формулировка об условиях для детей с ОВЗ и инвалидов есть в статье, где изложена компетенция образовательной организации. Появились также другие новшества в этой сфере.
Формулировку «различные формы умственной отсталости» заменили на «нарушение интеллекта» (Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ). Полагаем, что в локальных актах ее также лучше поменять. В АООП можно писать так, как указано в ФАООП – в них пока изменения не вносили.
Скорректировали обязанности педагога. Теперь помимо специальных условий для детей с ОВЗ надо соблюдать условия для инвалидов в части реализации АООП, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, а также взаимодействовать с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (п. 6 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
К специальным условиям для детей с ОВЗ и инвалидностью добавили:
- средства обучения и воспитания, учитывающие особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;
- предоставление переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Эти меры входят в расходные обязательства региона, как и остальные, перечисленные ранее в Законе. Более того, в нормативах финансирования стали отдельно учитывать условия для инвалидов – наряду с условиями для детей с ОВЗ (Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ).
В РГИС доступности дошкольного образования теперь будут вносить сведения о создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с рекомендациями ПМПК. Ранее указывали информацию только об условиях в соответствии с ИПРА.
Введенные изменения показывают, насколько масштабная политика развернулась в отношении обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. Проверьте, все ли условия созданы в вашей организации. Если нет, запросите финансирование у учредителя и запланируйте в программе развития модернизацию образовательной среды в соответствии с контингентом школы.
Организуйте электронное и дистанционное обучение по-новому
Новые Правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий действуют с сентября 2024 года. Однако основные мероприятия надо успеть провести до 1 мая 2025 года (письмо Минпросвещения от 27.02.2024 № АН-332/04).
Главных мероприятий три:
- определить, какие программы реализуете с помощью электронного обучения и дистанционных технологий;
- создать условия для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в электронной форме;
- принять локальный акт об электронном и дистанционном обучении и разместить его на сайте.
Можно оперативно вводить элементы дистанционного обучения, если по каким-то причинам дети не могут посещать образовательную организацию. Например, заболели или возникли другие препятствия.
Учтите, что любое применение электронных образовательных ресурсов подпадает под определение электронного образования. Поскольку новые ФГОС школы и ФОП активно ориентируют педагогов на использование электронного контента, то Правила распространяются как минимум на большинство ООП НОО, ООО и СОО. Получается, что все школы, используя ФГИС «Моя школа», в той или иной части применяют электронное обучение.
Реализацию запланированных мероприятий отразите в программе развития
Скорректируйте работу с детьми-иностранцами
Минпросвещения продолжает уделять особое внимание обучению детей-иностранцев, плохо владеющих русским языком. Ведомство выпустило рекомендации, которые помогают определять подходы к установлению соотношения иностранных граждан и граждан РФ при совместном обучении. В документе есть программа психолого-педагогической оценки особых образовательных потребностей детей иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации. На основе рекомендаций школа вправе самостоятельно определить, как комплектовать классы и группы с детьми, плохо знающими русский язык, и выстраивать их траекторию обучения.
Ранее был принят Комплекс мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению, на период до 2025 года. В Порядке образования закрепили право вводить в школьный учебный план курсы русского языка для детей, которые плохо им владеют, и проводить диагностику (приказ Минпросвещения от 03.08.2023 № 581).
Измените ООП по обновленным ФОП
С 2025/2026 учебного года начнется второй этап обновления ФОП ООО и СОО. Они будут актуальны только для тех учеников, которых приняли на обучение по ООП ООО и СОО с нового учебного года (п. 2 приказ Минпросвещения от 19.03.2024 № 171).
В ФОП ООО заменили рабочую программу по истории. В 5–8-х классах будет по три урока истории в неделю, а в 9-х – два. Убрали модуль «Введение в новейшую историю России» и добавили изучение истории нашего края. Удалили рабочую программу по ОДНКНР.
Заменили рабочую программу по обществознанию. Теперь предмет будет изучаться только в 9-м классе, а не с 6-го по 9-й, как было в прошлой редакции ФРП. Количество часов осталось прежним – по часу в неделю при 34 учебных неделях.
Скорректировали федеральные учебные планы – удалили ОДНКНР и перераспределили часы между историей и обществознанием. Убрали упоминание о модуле «Введение в новейшую историю России».
В ФОП СОО обновили рабочую программу по истории базового уровня. Скорректировали изучаемые темы, убрали предметные результаты освоения базовых учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
Заменили рабочую программу по обществознанию базового уровня – сократили количество часов. Теперь их стало 119 вместо 136. В 10-м классе будет по два урока в неделю, в 11-м – 1,5 часа в неделю при 34 учебных неделях. Также скорректировали изучаемые темы, в том числе убрали те, которые перенесли на уровень ООО.
Запланируйте в программе развития обновление ООП ООО и СОО к следующему учебному году. Скорее всего, ФОП будут дополнительно корректироваться – проекты уже проходят общественное обсуждение.
Используйте Индекс качества во ВСОКО
С 2024 года применяют новую Методологию оценки качества общего образования, в рамках которой формируют Индекс качества по стране и каждому региону. Используйте общероссийские показатели во ВСОКО, чтобы школа стабильно набирала высокие баллы при мониторинге.
Минпросвещения выделило три направления оценки и предусмотрело в каждом по три критерия:
- образовательные результаты — итоги обучения, профессионального самоопределения и воспитания;
- кадровый потенциал — компетентность и квалификация учителей, обеспеченность педагогами;
- образовательная среда — электронная информационно-образовательная среда, материально-техническое обеспечение, психологический климат.
Запланируйте в программе развития модернизацию ВСОКО школы. Предусмотрите период апробации, в течении которого наблюдайте, позволяет ли новая модель ВСОКО достичь намеченных целей. При необходимости можно вводить дополнительные инструменты контроля или убирать излишние. Подробнее – в рекомендациях «Как организовать ВСОКО в школе», «Индекс качества образования: зачем нужен и как школе набрать высокие баллы».
На какой срок разрабатывать программу развития
Программу развития разрабатывают на среднесрочный период – от трех до шести лет, или долгосрочный – более шести лет. Дополнительно ориентируйтесь на требования регионального и местного законодательства.
Одновременно в программе могут быть заложены долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи и мероприятия – независимо от срока реализации самой программы (п. 8 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877). Школа самостоятельно распределяют задачи по срокам – это зависит от специфики организации, местных и региональных условий.
Предлагаем потренироваться в распределении. Сначала нажмите на прямоугольник со сроком, затем – с подходящем перечнем задач. Если сопоставите верно, то все подсветится зеленым цветом. Если ошиблись – можно попробовать еще раз.
Когда срок действия программы развития истечет, утвердите новую – на следующий период. До этого стоит регулярно корректировать программу, чтобы она соответствовала изменениям в законодательстве и актуальным целям. Делайте это минимум раз в год. Если произошла реорганизация, также внесите изменения в программу. Она должна отражать новые реалии и задачи для всех новых или добавленных организаций (п. 8 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Как согласовать проект программы развития
Изучите устав образовательной организации – закрепляет ли он за коллегиальным органом полномочие согласовывать программу развития. Если да, рассмотрите проект на заседании и получите согласие. Таким полномочием может обладать, например, управляющий совет.
Согласуйте готовый проект программы развития с учредителем (п. 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Направьте ему окончательный вариант и получите письменное подтверждение согласования. Это может быть подписанный гриф «Согласовано» или письмо.
Учредитель вправе издать нормативный правовой акт, который регулирует порядок согласования. В таком случае согласуйте программу в установленном порядке.
Минпросвещения указывает, что в регионах могут проводить публичную защиту проектов программ развития подведомственных образовательных организаций и отчетов об их реализации. Еще вариант – включить подобную защиту в аттестацию руководителей образовательных организаций и кандидатов на должности руководителей (п. 20 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Как утвердить и опубликовать программу развития
Программу развития утверждают после того, как учредитель ее согласовал. Сделать это можно двумя способами – поставить гриф утверждения на самой программе или издать приказ об утверждении.
Разместите документ на сайте и информационном стенде. Закон не устанавливает такого требования, но Минпросвещения рекомендует доводить программу до сведения общественности, в том числе публиковать на сайте и в иных информационных ресурсах (п. 13 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Если программа будет в свободном доступе, все желающие смогут узнать приоритетные цели и направления развития образовательной организации. Это поможет родителям выбрать школу, а партнерам – стратегию взаимодействия с организацией.
Как внести изменения в программу развития
Если срок действия программы развития еще не истек, но ее нужно доработать, внесите изменения. Рекомендуем делать это в том же порядке, в котором утверждали.
Издайте приказ и утвердите изменения в виде отдельного документа или примите новую программу.
Утвердите изменения отдельным документом
Если изменения затрагивают небольшую часть программы развития, утвердите их отдельным документом. Ответственный, например заместитель руководителя, должен подготовить проект.
Внесите проект в повестку заседания органа управления, с которым на основании локального акта или устава нужно согласовать изменения. Учтите или отклоните его замечания по программе. Если не хотите учитывать замечания, поясните причины на очередном заседании коллегиального органа.
Учредитель может установить, что изменения программы развития подведомственного учреждения принимают только с его согласия. В таком случае направьте ему проект изменений и получите заключение. Учтите внесенные правки или объясните, с чем не согласны. Главное, чтобы учредитель согласовал конечный вариант проекта.
Издайте приказ и утвердите изменения. Перечислите их в приказе или отдельном документе – приложении. Принять изменения можно и другим способом – поставить на документе гриф утверждения.
Утвердите новую программу развития
Если меняете большой объем текста, утвердите программу развития в новой редакции или на новый период – это зависит от регионального законодательства.
Обязательно ли разрабатывать программу развития школы?
Однозначного ответа в законодательстве нет, поэтому лучше уточнить у учредителя.
В пункте 7 части 3 статьи 28 Закона об образовании указано, что к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития организации. С одной стороны, в понятие «компетенция» входят права и обязанности, значит, можно трактовать это как обязанность. С другой стороны, непонятно, только ли к утверждению относится фраза «по согласованию с учредителем» или ко всему сочетанию – «разработка и утверждение».
При этом дальше указано, что пункт не распространяется на организации высшего образования. Это объясняется тем, что в вузах программу развития утверждает учредитель, а не просто согласовывает (ч. 4.1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Новый профстандарт руководителя образовательной организации закрепляет трудовые действия директора и заведующего:
- руководить разработкой программы развития совместно с коллегиальными органами управления;
- организовывать оценку ресурсов и возможных источников их привлечения, ограничений и рисков реализации программы развития;
- планировать образовательную, организационно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельности в соответствии с уставом и программой развития;
- управлять реализацией программы развития, координировать деятельность участников образовательных отношений;
- контролировать и оценивать результативность и эффективность реализации программы развития.
Однако трудовые действия, указанные в профстандарте, могут отличаться от тех, которые учредитель решит включить в трудовой договор с руководителем. Обязательной частью профстандарта являются только квалификационные требования к работнику (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК, постановление Правительства от 27.06.2016 № 584).
В некоторых регионах учредители рассматривают результаты реализации программы развития на аттестации руководителей. Например, в Республике Адыгея действующий руководитель должен не только представить аттестационной комиссии программу развития школы, но и защитить ее, изложить результаты и положительные показатели развития (п. 47 Порядка, утв. приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 25.09.2020 № 1446).
Получается, что вопрос об обязательности программы развития лучше согласовать с учредителем, если он не издал специального акта об этом. Школа вправе разработать документ по собственному желанию, но порядок согласования с учредителем все равно придется уточнять.
Обязательно ли утверждать положение о разработке программы развития?
Утверждать положение о разработке программы развития излишне. Если надо урегулировать организационные моменты, например, определить состав рабочей группы и график подготовки программы, отразите их в приказе. При этом учитывайте требования учредителя к структуре и срокам действия программы.
Как оформить программу развития, если есть структурные подразделения или филиалы?
Оформляйте единую программу развития, так как образовательная организация – одно юридическое лицо, даже при наличии структурных подразделений или филиалов.
Мероприятия для филиалов или структурных подразделений можно выделить в отдельную часть или раздел программы развития. Однако утвердить надо единую программу на всю организацию.